Поиск

Пользовательского поиска

досуг

понедельник, 19 мая 2008 г.

Почему не хочется в школу? Недетские проблемы наших детей

Многие родители и их дети с содроганием ждут первого сентября. Не только потому, что оно выливается, как правило, в кругленькую сумму (от 3 до 15 тысяч рублей стоит нынче первоклассник в России), но и в силу мучительного нежелания ребенка идти в знаний. Passion.ru попытался узнать: почему современные дети не хотят идти в школу?

Не тянет современных детей в школу! Не заманишь их туда ни новыми тетрадками с красивыми обложками, ни фигурными ластиками, ни яркими пеналами, ни разноцветными маркерами, ни прочей канцелярской мелочевкой.

Ребенок, конечно, радуется этим покупкам, но недолго - ровно полчаса, пока рассматривает покупки. Но как подумает бедняга, для чего ему вся эта «красота» нужна, так сразу как-то грустнеет лицом и ему так хочется продлить лето хотя бы на пару недель… или месяцев. А лучше навсегда.

Почему?

Неужели наши дети - патологические лентяи, которым только бы развлекаться и в компьютерные игры играть? Да вроде и нет. И вопросы задают, и блеск любопытства заметен в глазах.

Но откуда же тогда эта повальная ненависть к школе? Ведь тяга к познанию мира заложена в ребенке изначально, она позволяет ему расти и созидать себя и мир вокруг. И нет ничего приятнее для человека, чем постижение нового.

Все верно, конечно. Когда тебе это новое дают в удобоваримых дозах и в том формате, который соответствует твоим возможностям и потребностям.

А когда на тебя обрушиваются знания неконтролируемой лавиной, то невольно хочется сбежать от этой лавины во все лопатки, чтоб она тебя с головой не накрыла.

Мой любознательный племянник, который когда-то утомлял всех своими бесконечными вопросами и так мечтавший, наконец, пойти в школу, чтоб на все эти вопросы получить ответы (так мы ему, по крайней мере, обещали), теперь как-то заметно поутих.

Он пойдет в этом году в третий класс, за две недели до начала занятий малыш уже начал ныть о том, что не хочет в школу. Потом стал дотошно отыскивать у себя какие-то мифические болезни, лечение которых отсрочило бы начало учебы.

Он не хочет! Он тоскует! Он мучается только от воспоминания о том, чем чреваты для него ежедневные многочасовые экзекуции за школьной партой.


Зачем нужны школы?

Какова высшая цель образования вообще, кроме первоначальных и элементарных навыков письма, чтения и счета, которые маленький человек может получить и от собственных родителей?

Всегда, начиная с самых древнейших времен, школа призвана была воспитать человека так, чтобы он мог жить в обществе, стал удачливым и востребованным в нем.

Для этого ему кроме простейших знаний по арифметике и правописанию, нужно было вложить в сознание еще что-то очень важное. Что это? Определенная модель поведения?

Идеология того мира, в котором ему придется жить, философия жизни, которая позволит ему быть адекватным и счастливым гражданином своей страны? Историческая память стаи, к которой он принадлежит?

Некое невидимое, но четко обозначенное клеймо социума, которое отличало бы его от чужаков, вернее, делало бы узнаваемым среди своих?

Научившись читать, ребенок получает возможность добраться до кладезя человеческой мудрости, запечатленной в слове, в тысячах мудрых, великих книг. Но как ему не потеряться в обилии информации, как выбрать именно ту, которая помогла бы ему жить в том обществе, в котором живут его родители?

Для этого ему нужен мудрый учитель.

Не побоюсь этих слов, но современным детям как-то не слишком часто везет на толковых учителей.

И не потому, что современные вузы готовят плохих педагогов, а потому, что эти педагоги отражают те же тенденции, которыми больно все наше общество. Они не могут избежать их в своей работе.

Они такие же растерянные, как и мы все. И ничего с этим не поделаешь. И ругать их бесполезно. Учитель уже изначально вносит элемент субъективного видения в процесс творческого постижения ребенком действительности.

Он заключает его в рамки идеологических канонов, которые диктует государство, берущее образование под свою единообразную опеку. Но каким может быть образование в обществе анархии и разброда, разнузданной демократии и рыночной экономики?

Кто бы сказал нам, взрослым, образованным людям, в какой именно стране мы сейчас живем? И какого именно гражданина хотим воспитать из наших детей?

Ведь школы именно для этого и существуют – воспитывать гражданина. Вкладывать в него по крупицам некие элементарные знания и определения, которые стали бы для него опознавательными знаками на жизненном пути.

Культурные и национальные ориентиры, позволившие ему вписаться в существующее на словах общество «равных возможностей», а на деле в общество с дикими законами смутных времен и всеобщего падения духовности.

Вся история школы – это история развития общества, которое выдвигало к образованию разные задачи.

Идеал воспитания в Афинах -

гражданин свободного общества, интеллектуально, эстетично и физически развитый, сочетающий красоту тела и нравственные добродетели.

Уже к V в. до н.э. среди свободных афинян не было неграмотных людей. А обучение из дома перешло в школы. Мальчики под надзором своих «педагогов» (почтенных рабов) шли в школу грамматиста, кифариста и в палестру.

Идеал воспитания в Спарте -

выносливый, смелый, не жалеющий врага воин. Суровая система воспитания была направлена на то, чтобы они выросли сильными, послушными и бесстрашными.

Воспитание детей считалось в Спарте одной из главных общественных обязанностей гражданина, было делом исключительно государства.

Школа и воспитание в Древнем Египте

были призваны перевести ребенка, подростка, юношу в мир взрослых. В ряде школ обучали географии, астрономии, медицине, языкам других народов.

Сообщались некоторые сведения по математике, которые могли понадобиться для расчета строительства каналов, храмов, пирамид, подсчета урожая, астрономических вычислений, использовавшихся, в частности, для прогноза разливов Нила. Географии часто обучали в сочетании с геометрией, чтобы ученик мог нарисовать план местности.

Византия

Образование не только позволяло подняться вверх по служебной лестнице и занять более почетное положение в обществе, но и гарантировало сносные условия существования. Даже дети простых и бедных жителей империи, выучившись, могли улучшить свой социальный статус.

Ради возможности изменить судьбу, люди были готовы принести большие жертвы. Родители не щадили себя и не жалели никаких средств. Нередко они распродавали свое имущество. При таком отношении к знанию неудивительно, что образование в Византии получили многие.

На Руси

в XI-XIII в. грамотность была широко распространена, о чем свидетельствует большое количество найденных в Новгороде берестяных грамот на бытовые темы. Обучение грамоте в Новгороде было хорошо поставленным делом.

Для детей из княжеских семей часто приглашали специальных учителей, причем учились не только мальчики, но и девочки.

В 1117 г. князем Владимиром Мономахом было написано "Поучение к детям" или "Завещание". Исповедь, нравоучение, завещание представляет собой образец средневековой княжеской этики.

Важной чертой "Поучения" Мономаха является его гуманистическая направленность, обращённость к Человеку, его духовному миру.

«Завещание» по своему содержанию высоко патриотично и высоко пристрастно к судьбам Русской земли в целом и каждого человека в отдельности, будь то князь, духовное лицо или любой мирянин.

Первой основой просвещения было христианство. Источником новой веры, знаний, умственных и нравственных возбуждений была Византия. «Петр Великий и его ближайшие преемники основывали разные училища не для удовлетворения потребности высших классов в образовании (этой потребности не было), но для того, чтобы иметь лиц, подготовленных к различным родам государственной службы», - писал К.Д.Ушинский.

В советское время

общеобразовательная школа - основная форма получения среднего образования. Во всех школах Советского Союза была единая образовательная программа с учетом национальных особенностей народов страны.

За последние десять лет российское образование

претерпело значительные изменения. Получили широкое развитие школы с углубленным изучением предметов – около 15 % от общего количества средних (полных) школ; лицеи – 2 %; гимназии – 3 %.

Сейчас число студентов в вузах страны составляет в настоящее время около 4800 тыс. человек, или 327 человек на 10 тысяч населения.

Но статистика характеризует в основном количественные аспекты системы образования, а что мы знаем о качестве обучения и его результативности?

О каком качестве и уровне идет речь, коль образование поставлено нынче на коммерческую основу и напрямую зависит от толщины кошелька родителей, желающих дать своему чаду достойное обучение.

Но даже и выложив за учебу немалые средства, мы не можем быть уверены в результатах. По той простой причине, что огромное количество вложенных в бедные головы современных детей совершенно ненужных им знаний (порой беспорядочных и зависящих от субъективных предпочтений учителей) и количество денег, выложенных за них, не равны качеству.

Ибо не выполняется главное предназначение воспитания – формирование гражданина своей страны.

Много вариантов и бесчисленное количество альтернатив, увы, не дают специалистов того уровня, который востребован во всем мире. В любой области труда сегодня существует острая нехватка настоящих профессионалов.

Поверхностная универсальность знаний, которыми напичканы современные дети, огромное количество ненужной информации, которую они получают в школах, загруженность программ, учебников – все это не способствует ни развитию нашей науки, ни росту творческой активности детей.

Их природный познавательный инстинкт душится современной школой на корню и практически в самом начале.

И уже через пару лет любопытный «почемучка», заваленный по самое «не хочу» хламом мудрствований каких-то интеллектуалов, решивших «заработать» на создании учебников и программ, превращается в человечка, яростно ненавидящего школу и все, что с ней связано.

Возможно, наше образование хаотичностью и энциклопедичностью обильного винегрета, который впихивается в наших детей, стремится к более высокому, планетарному уровню универсальности? Приходится в это верить!

А что нам еще остается? Только на это и уповаем, что воспитываем современного урбаноида, способного выживать и ориентироваться в этом вселенском вихре, потоке и хаосе всяческих знаний, матриц сознания, историй и информационных потоков.

«Каков же выход?»

- спросите вы. Мне кажется, не стоит слишком уповать на современную школу, какими бы красивыми обертками, вывесками и лозунгами она не прикрывала свою растерянность перед жизнью.

Она - порождение общества, которое на нее рассчитывает. И очень многое сегодня, при всей нашей глобальной занятости и оторванности от своих детей, зависит от нас. От нашей позиции человечности, которую мы вынуждены занимать в современном обществе.

И вопрос теперь стоит даже не в том, чтобы правильно выбрать школу или институт, чтобы отдать туда своего ребенка и умыть руки.

А в том, чтобы выбрать для себя универсальную философию жизни человека двадцать первого века, свободного гражданина Вселенной.

И суметь донести эту философию до своего ребенка, чтобы он научился быть счастливым даже в нелегкие времена, которые переживает современная школа. И не утратил бы интереса к жизни и творческой активности к познанию и преобразованию мира.

Ирина ВЛАСЕНКО

Источник http://www.passion.ru/s.php/6461.htm

Комментариев нет: